Иван Михайлов - первый заместитель генерального директора УК «Дина»
Иван Михайлов,
первый заместитель генерального директора УК «Дина»,
в личной беседе поведал о состоянии автомобильного рынка и знаках отличия истинного сервиса
Fashion Collection: Как Вы оцениваете автомобильный рынок Тюмени и России в целом на сегодня?
Иван Михайлов: Вопрос на самом деле весьма объемный и однозначного ответа вы не услышите ни от кого по той простой причине, что автомобильный бизнес, как и большинство направлений розничной торговли, находится в состоянии затяжного и глубокого кризиса и, как бы пессимистично это ни звучало, его дна мы еще не ощутили.
Все вышесказанное говорит о том, что автомобильный рынок России на сегодня переживает очень тяжелое время. Представительства многих автомобильных брендов никак не могут определиться, на какую чашу весов им поставить свои ресурсы: на одной из них – доля рынка, что в свою очередь требует сдерживания отпускных цен, на другой – желание сохранить прежние показатели рентабельности, ведь из-за девальвации рубля компании недополучили сотни миллионов евро или долларов.
Для справки: только по официальным данным автомобильный рынок в России по итогам первых двух месяцев этого года упала на 32%, как правило, в регионах падение продаж ощущается сильнее и наш город не стал исключением.
В Тюмени ситуация следующая: у нас на сегодня около 40 дилерских предприятий, занимающихся продажей новых автомобилей. В условиях кризиса этот показатель становится критическим, долю рынка сохранит только наиболее стабильное и выносливое предприятие с четко выстроенной грамотной и гибкой политикой, способное подстраиваться под кризисные условия и предложить клиенту действительно хороший продукт или услугу. На фоне общего падения продаж и трудностей, предприятия в составе нашего холдинга работают стабильно, поэтому у наших клиентов нет опасения, что они лишатся гарантийного обслуживания, мы будем работать в прежнем режиме.
FC: Говоря о продукте, в холдинге «Дина» 5 дилерских предприятий, какие новинки мы можем увидеть в шоурумах сейчас, и стоит ли ждать появления новых моделей в 2015 году?
И.М.: Выход на рынок России новинок во многом зависит от политического и экономического курса, который избирает представительство того или иного бренда в России. Все-таки наша страна имеет слишком много особенностей, которые тем или иным образом оказывают влияние на успех модели, поэтому о выходе «новичков» в нынешнем году пока говорить трудно.
Однако на сегодня мы имеем обновленную накануне модель Mazda 6, которая существенно преобразилась внутри и обзавелась еще более агрессивным внешним видом. Эта модель у меня лично вызывает наиболее сильные эмоции. Вообще, особенность клиента в России заключается и в том, что он отдает предпочтение тем моделям, которые отличаются нестандартными линиями, прогрессивным решением в интерьере и некоторой долей претенциозности в экстерьере. Совсем недавно к нам приехал и обновленный кроссовер Mazda CX-5. Любителям качественных классических седанов Volkswagen может предложить обновленную Jetta, а BMW – новый X6.
FC: Я хочу приобрести автомобиль, какие преимущества я буду иметь при покупке в ваших салонах?
И.М.: Во-первых, у нас предусмотрена скидка для клиентов, которые приобретают второй и более автомобиль в холдинге в размере 2%. Имеются очень выгодные предложения на покупку Volkswagen Jetta 2014 года.
Следующий важный момент – уверенность в том, что гарантийные обязательства будут в полной мере исполняться дилером, так как автомобильные марки в составе нашего холдинга планируют только наращивать инвестиции на фоне ослабления конкурентов.
Большинство автолюбителей, которые следят за новостями автобизнеса, уже слышали о решении концерна GM о выходе с рынка России Opel и почти всей линейки Chevrolet. Совсем недавно пронеслись слухи о прекращении поставок китайского SsangYong. Многие автомобильные бренды, у которых не налажено производство моделей в России, сейчас испытывают трудности на фоне более подготовленных конкурентов. Эта информация находится в свободном доступе в сети Интернет. Какие еще марки заявят о нерентабельности бизнеса в России, мы можем только догадываться, но такой проблемы нет ни у концерна Volkswagen, ни у Mazda, ни у премиального BMW.
FC: В одном из интервью Вы затрагивали тему сервисного обслуживания в официальном дилерском центре, какие особенности следует учитывать клиентам, которые предпочитают «серые» мастерские?
И.М.: В сознании человека сидит мысль о том, что обслуживание в дилерском центре – дело затратное.
Давайте честно, далеко не каждый автовладелец думает о том, какой срок службы отведен его автомобилю и какие расходы нужно понести для того, чтобы его продлить, ведь он хочет быть уверен, что он будет служить ему 3-5 лет до его продажи, а то и меньше. Продолжаем логическую цепочку: жизнь вносит коррективы, ситуация меняется, либо наступает кризис, покупательская способность падает, покупка нового автомобиля уже переходит в самые дальние планы и теперь приходится использовать авто, на обслуживании которого когда-то сэкономил.
Теперь при возникновении серьезной неисправности нужно ехать к официальному дилеру и исправлять ошибки, что весьма затратно, потому что в положенное время не провел технический осмотр должным образом. Это называется экономия в краткосрочной перспективе.
Еще интересный момент – автомеханики в дилерских центрах в обязательном порядке направляются на обучение для повышения своей квалификации. Казалось бы, зачем, ведь в городе очень много опытных мастеров? Дело в том, что каждый автомобиль имеет множество особенностей, которые нужно знать и учитывать при его обслуживании, особенно при выходе новой модели, не говоря уже о необходимости наличия специального инструмента. Клиента всегда волновала цена на оригинальные запасные части, теперь и неоригинальные расходные материалы и запчасти поднялись в цене, станции технического обслуживания, разбросанные по всему городу, начали испытывать серьезные проблемы с загрузкой, все это в конечном итоге скажется и на качестве выполнения работ.
Следующий пример: вы оставили свой автомобиль в придорожной мастерской. По выдаче автомобиля обнаруживаете на своих кожаных креслах пятна, а на руле – остатки ГСМ. Не думаю, что садиться после этого будет приятно, ведь для этого владельцу автосервиса нужно понести дополнительные затраты на приобретение пленки и чехлов для сидений. Вроде и мелочь, но в совокупности такие мелочи и выводят сервисное обслуживание у дилера на другой уровень.
Еще ряд преимуществ: гарантия на запасные части, сервисные акции и еще один важный момент – рано или поздно вам нужно будет расстаться со своим автомобилем в силу разных причин, но какой из них будет проще продать? Тот, который обслуживали в «гараже», или же тот, у которого в сервисной книжке стоят отметки официального дилерского центра? Решать вам. Я буду удивлен, если в городе найдется неофициальный автосервис, который обеспечит клиенту все вышеперечисленное.
FC: Какие акции вы можете предложить клиенту?
И.М.: На сегодня есть комплексные сезонные акции по проверке всех основных агрегатов авто на выгодных условиях, услуга по хранению комплектов колес, сезонные шиномонтажные работы по цене, сравнимой с шиномонтажными мастерскими, услуги по комплексной автомойке по ценам ниже основных игроков на рынке и т.д. Естественно, у каждого дилерского предприятия свой набор специальных акций. Сейчас в стадии разработки находится бонусная программа для клиентов с использованием накопительной системы.
FC: Есть ли у Вас какие-нибудь прогнозы относительно 2015 года? Чего стоит ждать?
И.М.: Если речь идет об автомобильном рынке, то к слову «прогноз» я отношусь с некой осторожностью, поскольку динамика изменения ситуации, мягко говоря, удивляет. За последние несколько месяцев мы прошли и декабрьский ажиотаж, который отобрал существенную часть продаж 1-го квартала 2015 года, и серьезный спад января-февраля.
Доля кредитных сделок по итогам двух первых месяцев 2015 года не превысила 10% по России, хотя совсем недавно они обеспечивали половину всех продаж. С 1 апреля мы ждем запуск программы льготного автокредитования, которая имеет ряд усовершенствований по сравнению с аналогичной программой в период прошлого кризиса, и продолжаем поддерживать программу утилизации и trade-in. Пока Минпромторг настаивает на ее продолжении, а правительство выделяет средства, определенная часть продаж все же будет обеспечиваться за ее счет. В общем и целом, я надеюсь на какое-то улучшение общей ситуации, пусть и в долгосрочной перспективе.
Что касается общей политической и экономической конъюнктуры, я не берусь прогнозировать, как повернется ситуация вокруг украинского вопроса, позиции стран ОПЕК по вопросу объемов добычи нефти и т.д. Эти вопросы слишком политизированы и зачастую не поддаются логики с точки зрения экономики и здравого смысла. Ясно одно: пока они не разрешатся, давление на все сферы торговли будет только усиливаться, вытесняя с рынка все больше участников.